Во все времена человек с удивительным упорством стремился подчинить себе
подобных, изобретая для этого все новые и новые виды оружия. Среди их
многообразия оказалось и гибкое (сочлененное) палочное оружие,
предшественником которого являются крестьянские цепы, издавна
применявшиеся для обмолота ржи, пшеницы и т. п.
Неутомимая страсть к совершенствованию позволила умельцам Востока создать
много оригинальных образцов оружия, дожившего до наших дней и обладающего
боевыми исключительными возможностями. Среди самых популярных оказались
окинавские нунчаку (нунтя-ку), увлечение которыми волной прокатилось по
Западной Европе и Америке, не оставив в стороне и нашу страну.
Предшественницей нунчаку считают двухсекционную палку, смонтированную
искусным мастером ушу Чжао Куаньинем, ставшим позднее первым императором
китайской династии СУН (960—1279 гг.). Он много путешествовал, имея
всегда с собой шест, которым ловко пользовался в стычках с разбойниками.
Однажды во время боя конец палки был срублен. Мастер не стал выбрасывать
отсеченный кусок из дорогого дерева, а привязал его к оставшейся части,
создав таким образом новое оружие — несимметричную двухсекционную палку
(соу-джи), очень напоминающую (по виду, но не по размеру) один из
образцов современных нунчаку. Через некоторое время в бою был отсечен и
второй конец шеста. Недолго думая, Куаньинь прикрепил и его, получился
знаменитый трехсекционный шест — сань цзе гунь.
Классический вариант этого оружия — 3 круглые палочки, каждая длиной
около 60 см. Они изготавливаются из твердого дерева и соединяются
металлической цепью. Эти секции можно было использовать по-разному: при
захвате рукой только одной — как хлыст, крайних — как отдельные дубинки,
осуществляя одновременно и атаку и нападение; когда все три секции на
одной прямой, снаряд действовал как шест.
Это удобное и эффективное оружие известно еще под названием “палочки
дракона”. Оно использовалось воинами охраны и стало эмблемой тех, кто
сопровождал по стране торговые караваны.
Для изготовления традиционных нунчаку чаще всего использовали плотную и
крепкую древесину белого дуба, способную выдержать мощные удары. Длина
каждой рукоятки подбиралась индивидуально и обычно равнялась расстоянию
от середины кисти до кончика локтя, обеспечивая этим защиту последнего
при отдельных блокированиях, выполняемых в стиле классического каратэ, но
с прилеганием к предплечью одной из палочек оружия. Чтобы упредить
выскальзывание рукоятки из кисти, палочки иногда расширяли книзу,
протирали растительным маслом, а изредка и рифлили. Для усиления
психического воздействия на противника на конце рукоятки просверлили
отверстие, что вызывало свист при ее закручивании.
Связка нунчаку, как правило, готовилась из лошадиного хвоста длиной в
ширину ладони владельца. Слишком длинная ухудшает контроль над оружием, а
более короткая ограничивает его технический репертуар и досягаемость, а
также уменьшает срок службы веревки. В некоторых случаях для связки
применяли цепочку, что несколько ухудшало маневренность рукояток, но зато
позволяло блокировать ею даже лезвенное оружие.
Дальнейшая судьба нунчаку связана с крупнейшим островом архипелага Рюкю
Окинавой, где находили душевный покой китайские монахи и воины.
Оккупационное правительство изъяло у местного населения все металлическое
оружие, но островитяне, смешав китайские и местные традиции, изобрели
новые техники боя — пустой рукой (тэ), используя обычные земледельческие
и рыболовные орудия (ти-гуа).
Прикладной тренинг островитян проходил тайно, ночью, а техники
передавались только лично. Опытные мастера отобрали и усовершенствовали
около двух десятков различных орудий, главными из которых считались: бо
(шест), сай (концевик вил), нунтяку (цепь), тонфа (ручка жернова), кама
(серп). Все эти и некоторые другие — кай (весло), сурутин (веревка с
грузиками), тэкко (кастет) и т. д. — вошли в арсенал ко-будо (воинский
путь прошлого).
Основными видами нунчаку на Окинаве были мару-гата нунчаку, хакаку-кэй
нунчаку и сан-сэцу-кон нунчаку. В первом из них применялись две палочки
равной длины и кругового сечения. Такой тип нунчаку обычно использовался
в тренинге и при закругленной рукоятке был менее опасен для начинающих.
Второй вид напоминал первый, но был восьмигранным и, соответственно,
более опасным в бою. Третий состоял из трех палочек равной длины и
представлял уменьшенную версию китайских палок, дракона. Это оружие
длиннее обычных нунчаку и обладает большой неожиданностью: даже если одну
из палочек обрубали, эффективность его не снижалась. В другой разработке
той же модели одна из рукояток была обычной длины, тогда как две другие —
наполовину короче (сан-сэцу-кон нунчаку).
Кроме трех вышеназванных основных видов цепового оружия на Окинаве
существовали и некоторые производные. Такие, например, как со-сэцу-кон
нунчаку, где одна из палочек была короче другой, что предохраняло руку
исполнителя при неконтролируемом отскоке ее от цели или хан-кэй нунчаку.
Изготовленная из двух полукруглых ручек, дающих в совмещении одну
цилиндрическую палочку, она очень удобна при переносе.
Незадолго до второй мировой войны новые техники ведения боя были
подхвачены японцами, а повсеместное признание приобрели уже в наше время.
( Надо сказать, что японская версия этого искусства несколько отличается
от окинавского образца, ибо последние строили свои техники на основе боя
пустой рукой (каратэ), тогда как первые внесли в свой вариант движения и
представления классического кэндо (фехтования на мечах).)
Практичное и зрелищное оружие ко-будо нунчаку сразу привлекло внимание
жадных до экзотичных новинок европейцев. Энтузиасты бросились копировать
ловкие движения незабвенного Брюса Ли и значительно преуспели в этом,
заслужив пренебрежительную улыбку известного окинавского мастера, резонно
полагавшего, что истинное ко-будо не должно заниматься демонстрациями;
место которым в цирке, а не в додзё (тренировочном зале).
Оценили нунчаку и бунтовавшие западные студенты, а также гангстеры и
хулиганствующие молодчики. Не осталась в стороне и полиция. После того,
как этим оружием было убито несколько человек, блюстители порядка
обратили на него пристальное внимание и неожиданно обнаружили, что оно
может оказаться весьма ценным для контроля и самозащиты. Приглянулись
нунчаку и в армии, как отличное средство бесшумного уничтожения врага.
Проникнув на Запад, нунчаку подверглись определенной модификации. Для
начального тренинга и спарринга с партнером была предложена “безопасная”
модель ; поверхностью, покрытой пористой резиной, а также
импровизированное изделие, изготовляемое из двух плотно скрученных в
трубки и перевязанных липкой лентой журналов. Для профессиональных
спортсменов стали изготовлять нунчаку регулируемого веса, что достигалось
подсыпанием песка или дроби в полые рукоятки, или навинчиванием на их
торцы металлических шайб. Тренинг с оружием изменяемого веса не только
давал универсальность контроля над оружием и улучшал скоростные и силовые
характеристики техник, но и служил хорошей профилактикой от
травматического перенапряжения суставов.
В качестве связки (химо) стали использовать оплетенную нейлоновую
веревку, которую обычно вощили, причем воском натирали и устье (ана)
оружия. Пытались делать связку из кожи, но она растягивалась, загнивала,
а иногда и проскальзывала, ломая ожидаемый рисунок движения. При
использовании цепочки (кусари) вместо веревочного крепления или простых
петлевых крюков стали применять специальные шарнирные головки, снимая
этим проблему ограничения движения рукояток.
Свои модификации нунчаку предложили и полицейские эксперты. В одной из
них, например, 30-сантиметровые палочки изготовлялись из ударостойкого
пластика и были квадратными, а укороченная нейлоновая связка не превышала
в длину 3 см, что упрощало блокирование и облегчало техники ущемления и
сопровождения. Были созданы и более агрессивные “детективные” образцы
этого оружия.
Собственные разработки пытались создавать и в спецвойсках. Интересной
моделью здесь, к примеру, оказались универсальные сборные нунчаку, каждая
из рукояток которых представляла укороченную пластиковую дубинку с
кольцевыми крюками на обоих концах — можно было сцепить вместе две и
больше палочек. Достоинства этого образца — возможность увеличения
радиуса действия оружия, точечное поражение мишени при тычковой атаке,
допустимость использования конструкции в других, полезных целях и т. д.
Что касается гангстерских “изобретений”, то их изделия не отличались
особой изощренностью и часто изготовлялись из обрезков металлических труб
(иногда в сочетании с деревом), обмотанных для камуфляжа липкой лентой.
Эти образцы были довольно тяжелы, а потому менее маневренны, но более
опасны.
Поскольку нунчаку представляли собой “сюрпризное” оружие, то и носить их
предпочитали скрытно: втискивали рукоятки веревочным концом за тулию
брюк, берцу высоких ботинок или в голенище сапог; опускали одну палочку в
рукав куртки изнутри или помещали обе палочки в тот же рукав, но снизу.
Характерной особенностью нунчаку является их способность значительно (на
70—80 см) удлинять в бою руку своего хозяина. Благодаря закручиванию,
конец свободной рукоятки обретает скорость до 50 мс, поэтому при
поражении цели выделяется очень большое количество энергии и искусный
боец создает вокруг себя “мертвое” пространство, которое в момент мощного
движения оружия является для его противника опасной зоной.
Техники нунчаку поражают своим многообразием — их насчитывается около
десяти тысяч, но, возможно, и эта цифра не является пределом. Сложенные
вместе рукоятки можно удерживать в одной руке за середину (тю-кон-бу),
верхний (дзёкон-бу) или нижний (кикон-бу) концы и использовать оружие в
стиле короткой дубинки, проводя им тычковые и хлопающие удары. Если
сложенные таким образом рукоятки держать обеими руками за оба конца, то и
середина дает возможность блокировать и наносить выталкивающие и
штампующие удары.
Действуя одной рукояткой (вторая в это время удерживается в другой руке),
можно блокировать, проводить тычковые и маховые атаки, а также применять
удары с перекатыванием захвата через нижний конец (контэи) оружия, а
иногда и со скольжением этого захвата к верхнему концу (конто) палочки.
Рукоятка нунчаку, размещенная вдоль предплечья, позволяет безболезненно
блокировать вражеское оружие, причем противника тут же можно
контратаковать в той или иной манере другой палочкой.
Самыми эффективными и специфическими являются маховые летящие удары
свободной палочкой, при закручивании которой создается огромная
центробежная сила, способная ломать кирпичи зданий. Траектория порхающих
движений может быть самой разнообразной: крути в вертикальной,
горизонтальной либо наклонной плоскостях, различные петлевые махи,
“восьмерки” и т. д. Круговые движения позволяют мгновенно исправить
неудачу первого удара и с ходу поразить противника вторым, а затем без
замедления переходить к атакам в новых направлениях. Значительно
пополнить технический арсенал бойца позволяют и перехваты свободной
палочки с одновременным освобождением другой — это также обостряет
чувство оружия, чему, кстати, способствуют и упражнения с завязанными
глазами и в темноте.
Нунчаку можно использовать в агрессивной и в защитной манерах. Как и в
каратэ, тренинг с нунчаку удобно выполнять в ката, зафиксированном бою с
воображаемыми противниками, причем ката таких существует изрядное
количество, и они позволяют хорошо и без какого-либо риска проупражнять
атакующие и защитные техники опасного оружия.
Надо сказать, что работа с нунчаку является отличным координационным
упражнением, улучшающим реакцию и придающим движениям природную гармонию.