История Кобу-Дзюцу

Развитие искусства тэ на Окинаве шло "рука об руку" с освоением старых и новых видов малого и подручного оружия, которые со временем были канонизированы, обросли немыслимым количеством методических предписаний и формальных упражнений.

Самым надежным подспорьем для безоружного крестьянина в столкновении с самураем была, разумеется, хорошая палка, зарекомендовавшая себя на полях сражений в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии. Классическим вариантом окинавского посоха (року-сяку-бо) считается круглая палка "бо" толщиной приблизительно 3 сантиметра и длиной 182 сантиметра, вырезанная из твердого дерева. Хотя техника владения бо была чрезвычайно разнообразна и включала многие сотни приемов, собранных в десятках формальных упражнений (ката), прежде всего она строилась на координации с ударами рук и [Image] ног. Важную роль играли также прыжки, позволяющие избежать удара по ногам и атаковать в неожиданном ракурсе. Существующие ныне колоритные ката с посохом, как правило, носят имена их изобретателой с добавлением слова кон (дубинка): Сакугава-кон (три варианта), Комэгава-кон, Тарая-кон, Супагакэ-кон, Симонака-кон, Сэдоко-кон, Маруиси-кон. Хитроумными приемами палочного боя славились жители островков Яэяма и Хамахига, откуда в арсенал современного кэмпо пришло несколько оригинальных ката. Не менее распространенным оружием мастеров тэ был безобидный с виду предмет, состоящий из двух палочек на перевязи - нунчаку (или нунтяку). Между тем в руках профессионала сила удара нунчаку достигала полутора тонн. Такой "игрушкой" можно было расколоть стальной шлем, как скорлупку грецкого ореха. Нунчаку представляла собой модификацию обыкновенного китайского цепа, которым крестьяне испокон веков рушили рис. Конструкция нунчаку чрезвычайно проста. Две палки из твердой древесины (палисандр, бук, граб, железное дерево и т.п.) высверливаются с торца таким образом, чтобы их можно было соединить двойным шнуром из шелковых нитей.

Иногда вместо шнура используется тонкая цепь, которая крепится к торцам при помощи штифта. Палки могут быть круглые, равной толщины по всей длине (около 3 сантиметров), либо четырех- и восьмигранные с небольшим утончением к крепежному концу. Длина палок может варьироваться, но обычно не превышает локтя, а длина шнура между ними - ладони. Правда, в китайском варианте часто использовались нунчаку с цепочкой в 20 и даже 30 сантиметров.

Хотя нунчаку издавна были известны на континенте как подручное оружие кэмпо, считается, что основной вклад в разработку техники и ее канонизацию внесли жители Окинавы.

При всей своей примитивности нунчаку 6ыли весьма многопрофильным оружием. С их помощью можно было не только наносить сокрушительные удары, но и проводить удушение, тычки по болевым точкам, эффективные блоки против меча. Как и большинство видов оружия в каратэ, нунчаку часто использовались как парный инструмент для обеих рук, но могли функционировать и отдельно.

Освоение нунчаку считалось обязательным для мастера тэ и требовало нескольких лет занятий. Количество приемов с нунчаку. систематизированных в ката, очень велико, а смысл их совершенно неуловим для постороннего наблюдателя. Упражнения с нунчаку более чем что-либо другое в кэмпо производят впечатление магического действа. Основной принцип манипуляций с нунчаку - вращение по траектории "восьмерки" в разных плоскостях, иногда с перехватом из-под мышки или из руки в руку. При этом вокруг человека как бы создается защитное поле, постоянно присутствующее в схватке и нарушаемое только в момент удара. Старые мастера уделяли большое внимание скорости вращения. Некоторые могли судить о четкости исполняемой ката с закрытыми глазами, прислушиваясь только к равномерному гудению рассекаемого воздуха.

Одной или двумя нунчаку можно также блокировать меч или копье, захватывать "клешней" руки и шею противника. В действиях с нунчаку использовались все основные стойки кэмпо. При работе в одинарном варианте вторая рука служила для обычных ударов и блоков по системе тэ.

Не менее любопытным "сельскохозяйственным" оружием окинавских крестьян были рычаги для вращения мельничных жерновов - туйфа (или тонфа). Поистине, только суровая нужда могла побудить фантазию деревенских тружеников к созданию грозного оружия из обычной деревянной чурки. [Оружие каратэ] Тонфа представляет собой круглую или четырехгранную палку из твердой древесины длиной около полуметра с перпендикулярной рукоятью на расстоянии 15 см с одного конца.

В исходном положении рукоять зажималась в кулак, а сама палка располагалась как протектор по всей длине предплечья, длинным концом к локтю. При этом спереди деревянный выступ служил как бы продолжением кулака, а сзади - локтя. Базовая техника владения тонфа, как и прочими видами подручного оружия, была теснейшим образом связана с элементами тэ - основными стойками, блоками, тычковыми и рубящими ударами. Учитывая особенности инструмента, приходилось делать упор на ударах предплечьем и локтем. В то же время тонфа позволяла наносить и удары наотмашь - вращением палки вокруг оси-рукояти и удлинять руну в тычковом ударе, провернув палку на сто восемьдесят градусов, длинным концом вперед. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, тонфа как парное оружие было незаменимо в схватке. С двумя тонфа мастера смело выходили против нескольких самураев с мечами и побеждали.

В староокинавской системе тэ в период самых жестоких гонений на железное оружие родился стиль единоборства под названием тимбэй с использованием двух предметов: маленького деревянного или кожаного щита с отверстием для наблюдения (то-хай) и деревянной лопатки для ворошения риса (хэра). Однако приемы боя с хэра канонизированы не были и впоследствии исчезли.

Другое оружие из сельскохозяйственного арсенала, серп (кама), благополучно дожило до наших дней. В отличие от боевого самурайского серпа обычный крестьянский серп имел небольшое лезвие в виде клюва попугая, заточенное только с внутренней стороны. Прочная рукоятка длиной 40 - 50 см шла с небольшим утончением в верхней части, у лезвия. Манипуляции с серпом по принципу "вращения пропеллера", напоминающие действия циркового жонглера, чрезвычайно разнообразны и построены в основном на технике тэ, с известными дополнениями, Успешно использовался серп и как метательное оружие. В парном варианте кама оставлял мало шансов противнику, вооруженному мечом, но даже один серп в умелых руках мог принести победу.

Наиболее оригинальным оружием окинавского происхождения является, вероятно, трезубец - сай, сделанный из тяжелого цельнометаллического стержня длиной 40 -5О см и весом от 400 г до 1,2 кг с двумя крючкообразными боковыми отростками. Короткая часть стержня с шишкой на конце служит рукояткой. Заточены только колющие острия лезвия и отростков. Когда именно и кем был изобретен сай, неизвестно, но, очевидно, его популяризаторами были монахи одной из тантрических буддийских сект, поскольку прообраз сай мы находим в священном символе могущества тантризма, божественном трезубце "ваджра". В храмовой скульптуре сект Сингон и Тэндай нередки изображения Фудо Мео (Пресветлого Непоколебимого бога) с мечом в виде ваджры. Существовали они также в более древней китайской и индийской иконографии.

Последнее из дошедших до нас вспомогательных средств окинавского тэ - веревка или цепь с укрепленными по обоим концам свинцовыми или каменными грузилами (сурутин). Легко уловить в ней сходство с самурайской Всесильной цепью (манрики-гусари) и цепями из арсенала китайских школ. Окинавский сурутин мог использоваться в равной степени для нанесения удара по принципу кистеня и для опутывания противника - его рук, головы, ног или оружия. В базовых упражнениях сурутин напоминает нунчаку непрерывным вращением по "восьмерке" с перехватом из руки в руку вокруг корпуса.

В Новое время, уже после легализации и рассекречивания каратэ в Японии, подручные виды оружия еще долго оставались вне поля зрения любителей. Лишь после войны начался бурный расцвет так называемых старинных малых воинских искусств (кобудо), снискавших популярность во всех частях света, с центром в виде Окинавской федерации кобудо.

Назад