История каратэ-до

Все на свете презрев, об одном помышляй неизменно, днем и ночью радей - как проведать в жизни земной тайну Истинного Пути?..

Рекан-Хоси (XVIII-XIX вв.)

Хотя искусство самозащиты так же древне, как и, человеческий род, каратэ в том виде, в каком оно известно сегодня, берет начало из техники Окинаван, называемой в Японии Окинава-те . В свою очередь, корни этого вида самозащиты - в древнем китайском искусстве, цюань-фа, или кэмпо (путь удара). Существует древняя китайская легенда о происхождении кэмпо. Знаменитый индийский монах-буддист Дарума Тайши отправился в одиночку из Индии в Китай для проповеди буддизма. Такая "прогулка" по маршруту, небезопасному даже в наши дни, свидетельствовала об огромной силе духа и физической выносливости монаха.

Обосновавшись в монастыре Шаолинь-сзу, он приступил к обучению китайских монахов основам буддизма. Поскольку, по мысли Дарумы, физическая и духовная дисциплина, спасение души невозможны без укрепления тела, и физически слабый человек не в состоянии соблюсти предписанные буддизмом аскетические правила, он ввел целую систему упражнений, отраженную в И-чин сутре, заставив монахов заниматься ими до изнеможения. Через сравнительно короткое время его ученики приобрели в Китае репутацию грозных бойцов, а система упражнений, которой они пользовались, стала называться по имени монастыря "путь удара Шаолинь-сзу" и легла в основу современного китайского национального спорта.

Остров Окинава - основной в архипелаге Рюкю, лежащем, подобно гряде камней, в Восточно-Китайском море от самого южного острова Японского архипелага Кюсю до острова Тайвань. Окинава с древних времен имел тесные связи с Китаем и Японией, и, возможно, искусство кэмпо было заимствовано жителями острова вместе с другими атрибутами китайской культуры. Около 1600 лет назад на Окинаву переселилось большое число китайцев, среди которых были и те, кто в совершенстве владел китайским кэмпо. Местные жители проявили большой интерес к нему, соединив приемы кэмпо со своей родной формой единоборства, -- так появилась Окинава-те. 0 развитии каратэ на острове Окинава сведений очень мало. Известно, что примерно 500 лет назад император Каши из династии Окинаван-шо, стремясь объединить острова архипелага Рюкю в одно государство и избежать при этом военных столкновений, конфисковал у жителей все оружие и объявил владение им преступлением против государства. Еще через 200 лет Окинава стала частью территории, принадлежащей клану Сацума с острова Кюсю. Вторично произошло изъятие оружия, и был наложен запрет на пользование им. Прямым результатом этих запретов можно считать совершенствование искусства борьбы голыми руками и быстрый рост его популярности,

Заслуга создания современного каратэ принадлежит Фунакоши Гичин. Родился он в 1869 году в Шури на Окинаве. Начав изучать каратэ с 11 лет под руководством опытных мастеров, Фунакоши становится со временем одним из самих искусных каратистов. Он первым ввел каратэ в Японии, выступив там с показательными упражнениями в 1917, а затем в 1922 году. Искусство каратэ быстро завоевало всю Японию. Этому немало способствовала бурная деятельность Фунакоши. Он много ездил по стране, читал лекции в университетах, организовывал группы по изучению каратэ, сам демонстрировал его приемы. Наряду со ставшим столь популярным новым видом спорта в Японии по-прежнему практиковались древние национальные единоборства - джиу-джитсу и кендо (бой на шпагах), и естественно, что каратэ заимствовало оттуда много элементов. В 1948 году была создана Японская ассоциация каратэ с Фунакоши во главе, объединившая всех ведущих специалистов. С этого времени каратэ стало развиваться особенно быстрыми темпами и как система самозащиты, и как вид спорта. В апреле 1957 года в возрасте 88 лет Фунакоши, отец современного каратэ, ушел из жизни. Однако искусство, которому он обучал, не только не умерло вместе с ним, но и приобретает все большую популярность во всем мире.

Стараниями Фунакоши классическим стилем современного спортивного каратэ-до стал стиль школы Шотокан (Сето-кан), существующий уже более 60 лет. Считается, что в своих поисках Фунакоши Гичин отталкивался от староокинавского стиля Сюри-тэ, для которого были особенно характерны изощренные приемы ближнего боя и удары ногами преимущественно на нижнем уровне. В назидание потомкам Мастер помимо технических пособий оставил "Заветы каратисту" - подлинный манифест каратэ ХХ в.:

"Иероглиф бу от бу-до символизирует в написании прекращение вооруженной ссоры. Поскольку каратэ также относится к бу-до, это означает, что, прежде чем ввязываться в бой, следует хорошо подумать и не пускать в ход кулаки без насущной необходимости.

Юность - это справедливость и задор. Задор подогревается воинскими искусствами и выливается в добрые, а порой и в злые дела. Так, если правильно следовать по пути каратэ, оно улучшит характер человека и тот станет верным защитником справедливости. Будучи же использовано во зло, каратэ может подорвать устои общества и обернуться против человека.

К силе прибегают как к последнему средству лишь там , где гуманность и справедливость не могут возобладать. Если же использовать кулаки произвольно, не задумываясь, потеряешь расположение окружающих и навлечешь дурное отношение к себе.

Юноша, благородный духом, в начале жизненного пути должен быть склонен к сдержанности в словах и в поступках. Нужно уметь сохранять достоинство, но не быть при этом жестоким. Воинским искусствам надлежит возвышать человека. Не следует действовать бездумно и опрометчиво, обижая окружающих.

Мастера и святые могут порой выглядеть простаками, но лишь самонадеянные глупцы объявляют во всеуслышание, что они начали заниматься каким-либо воинским искусством. Стоять на месте значит идти назад. Тот, кто полагает, будто освоил все возможное, и делается заносчивым хвастуном, превозносящим собственные достоинства после того как разучил движения нескольких ката и приобрел некоторую уверенность в своей физической силе, не может считаться истинным ревнителем воинских искусств.

Есть пословица: "Даже у червя длиной в дюйм душа длиной в пол-дюйма". Чем дальше продвигаешься в изучении каратэ, тем сдержанней нужно становиться в речах. Говорится также, что, чем выше дерево, тем сильнее налетает на него ветер, но разве ива не противостоит ветру податливостью? Так же и каратист должен за наивысшие достоинства почитать скромность, добропорядочность и сдержанность.

Мэн-цзы сказал: "Когда Небо хочет возложить важную миссию на человека, оно вначале ожесточает его сердце, заставляет его до предела напрягать кости и сухожилия, заставляет тело его страдать от голода, повергает его в нужду к нищету, обрекает на неудачи все его начинания. Тем самым Небо укрепляет волю человека, закаляет его как сталь и делает его способным к выполнению того, что при иных обстоятельствах он был бы не способен выполнить.

Если, заглянув в себя, я пойму, что не прав, то разве не устрашусь я противника, как бы ни был он ничтожен? Если же я пойму, что прав, то не побоюсь выйти один против тысячи, десяти тысяч. Человек достойный должен сохранять благородство и никогда не угрожать, приближаться, но не перебегать дорогу, убивать, но не унижать; ни малейшего признака недостойного поведения не должен он обнаруживать; пища его не должна быть слишком тяжелой, даже малейшую ошибку он должен стремиться исправить, чтобы не в чем было его упрекнуть. В этом проявляется его сила воли. Человек достойный должен обладать широкой душой и сильной волей. Тяжела ответственность, лежащая на нем, и долог его путь. Пусть благожелательность станет его спутником на жизненной стезе.

Заурядный человек, подвергшись насмешке, выхватит меч и будет драться, рискуя жизнью, но его не следует за это называть храбрецом. Человек поистине великий не смущается и не теряет присутствия духа, даже столкнувшись с неожиданной опасностью, не впадает в ярость, оказавшись в иной ситуации, нежели ему хотелось бы. Это происходит оттого, что у него великое сердце и цель его высока.

Есть восемь изначальных положений каратэ:
- Дух един с небом и землей.
- Дыхание, кровообращение, обмен веществ в теле осуществляются но принципу смены солнца и луны.
- Путь (До) заключает в себе твердость и мягкость.
- Действовать следует в соответствии со временем и ритмом всеобщих перемен.
- Мастерство приходит после постижения Пути.
- Правильное сохранение дистанции (ма) предполагает продвижение вперед и отступление, разделение и встречу.
- Глаза не упускают ни малейшего изменения в обстановке.
- Уши слушают, улавливая звуки со всех сторон.

Потому и говорится: "Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение" [Сунь-цзы].

Ибо победить в ста схватках из ста еще не есть высшее искусство. Победить противника без борьбы - вот высшее искусство.

Когда хищная птица нападает, она падает вниз камнем, не раскрывая крыльев. Когда дикий зверь нападет, он вначале приседает и прижимает уши. Так и мудрый, когда намерен действовать, кажется слегка "замедленным".

Линь Хуннынь сказал: "Камень без воды внутри тверд. Естественный магнит без влаги внутри плотен и силен. Если тело твердо изнутри и упруго снаружи, что способно поразить его? Если же есть в предмете отверстие, оно будет заполнено. Если есть щербинка всего лишь в дюйм, она и заполнится на дюйм водой"".

Вчитавшись в строки "Заветов", мы увидим в них отражение взглядов старых мастеров - классиков китайской философии и теоретиков воинских искусств. Да, в каратэ ХХ в. кэмпо вышло на новый виток спирали, но начало этой спирали сокрыто в недрах минувших тысячелетий. Обобщив методы физического и психологического тренинга, стратегию и тактику, философию и мораль прошлого, Фунакоши и его сподвижники открыли каратэ миру - и мир изумился. Забытые трактаты древних мудрецов прозвучали великим откровением, дающим ключ к загадке Бытия, проясняющим смысл жизни. Для миллионов людей в разных странах мира скрижалями Закона явилась табличка с уставом Шотокана, гласящим:
- Стремиться к совершенствованию человеческого естества;
- следовать по пути справедливости и защищать справедливость;
- воспитывать в себе дух трудолюбия и упорства;
- уважать этикет;
- не допускать проявлений агрессивности.

Каратэ в России

В начале 60-х годов в студенческой среде нашей страны начали образовываться группы энтузиастов, занимавшихся неизвестной до того времени японской борьбой каратэ. Занятия в этих группах проводили в основном иностранные студенты и аспиранты, обучающиеся в СССР. В 1973 году был проведен 1-й Чемпионат Мира по каратэ, начинается повальное увлечение этим видом единоборства. Дети, подростки, молодежь и взрослые наполняют залы спортсооружений, школ, ПТУ.

Отсутствие четкой программы в отношении этого вида спорта, нехватка квалифицированных тренерских кадров, конечно, тормозили процесс развития каратэ. Возникла настоятельная необходимость объединения различных школ и течений, упорядочения тренерской деятельности, единого подхода к аттестации спортсменов, инструкторов, судей. Благодаря активной деятельности коллектива единомышленников во главе с Алексеем Борисовичем Штурминым 13 ноября 1978 г. приказом Госкомспорта СССР была создана комиссия по развитию каратэ. Эту дату мы считаем официальным днем рождения каратэ в России.

Уже в 1979 году были проведены первый Чемпионат Москвы и первые Всесоюзные соревнования по каратэ в Таллинне. На татами встретились представители различных школ, контактных и бесконтактных стилей, соревнующиеся по правилам каратэ. Это придавало турнирной борьбе зрелищность и драматизм. В этом же году на базе Федерации каратэ г.Москвы во главе с А.Б.Штурминым создается Центральная школа каратэ, которая становится кузницей высококлассных спортсменов, тренеров, судей. А. Руковишников, В.Томилов, В.Пак, К.Мусин, А.Иншаков, В.Смекалин, В.Кузнецов, Д.Шахмурадов, Л.Попов, М.Крысин, С.Циклаури, Н.Егоров, Ю.Леонтьев, М.Шелковников, Р.Степин и другие - эти люди, без преувеличения, становятся кумирами. Соревнования по каратэ собирают полные трибуны лучших спортивных арен столицы, которые не в состоянии уместить всех желающих. В 1980 году победителям Вторых Всесоюзных соревнований было присвоено звание мастеров спорта СССР по каратэ. Среди них было немало москвичей (В.Пак, Д.Шахмурадов, Ю.Леонтьев).

Но уже с 1981 года в средствах массовой информации начинается планомерная травля этого вида спорта, а в 1982 году выходит указ об уголовной ответственности за преподавание каратэ.

Прошли трудные времена, и сегодня каратэ не менее популярно, чем в 70-е. Сегодня это один из самых массовых видов спорта и физической культуры. Мы надеемся, что Московская Федерация каратэ возродит былые традиции высокого мастерства спортсменов столицы и своей успешной деятельностью даст толчок развитию массовости в спорте, а главное, укреплению здоровья сотен тысяч москвичей.

Назад